Вспомнив о существовании трилогии Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль", забила на все и ушла перечитывать.
Странная все-таки штука - восприятие прошлого. Я точно знаю, что первый (точнее говоря, последний) том я купила в букинистическом магазине лет в 20 с лишним, а первые две части и вовсе обнаружила в сети года три назад. Но почему-то мне упорно кажется, что мое детство прошло именно с этой книгой.
Не с "Динкой", не со "Светланой" (незаслуженно малоизвестной). Не с княжной Джавахой - репринт с ятями появился на излете перестройки. (У меня увлечение "Россией, которую мы потеряли" довольно быстро прошло, а кто-то ведь до сих пор ностальгирует о твердых знаках в конце слова). А с Сашенькой Яновской, а также Лидой Карцевой, Маней Фейгель и Катей Кандауровой. Девочками, жившими в славном городе Вильно.
Такой вот парадокс памяти.
Вот она, Сашенька Яновская. В замужестве Бруштейн, как нетрудно догадаться.
Вот сообщество,
lyudi-knigi.livejournal.com/А вот история из книги, хорошо иллюстрирующая понятие, которое англичане высокопарно именуют Провидением. Хотя сам автор к религии настроен скорее скептически, а героиня- резко отрицательно.
читать дальшеПознакомилась Сашенька с девочкой Юлькой. Ходить Юлька не могла - рахит, и Сашенька попыталась было попросить отца помочь новой подружке. Но мама Юльки, вдова Томашова, истовая католичка, надеялась на Бога. А отец Сашеньки, Яков Яновский (свободомыслящий еврей), отказался с Ним соперничать (да, вот так и мотивировал).
И все так бы и продолжалась - добрая Сашенька бегала бы к подружке, Юлька лежала бы в подвале, мать ее - перебивалась поденщиной... Но в результате одного события Юлька тяжело заболела воспалением легких.
Испуганная Сашенька побежала к отцу, тот, уже не произнося речей, помчался к ребенку. Соседи принялись носить еду, если было нужно, сидели с девочкой. За ней ухаживал и друг Сашенькиного папы, медик-недоучка. Сашенька перетаскала подружке всех своих кукол, которых у бедной девочки отродясь не бывало...
А потом выяснилось, что за вдовой Томашовой, Юлькиной матерью, ухаживает давно один хороший человек.
В итоге Юлька пошла, а мать ее счастливо вышла замуж.
Причем тут Провидение, спросите вы?
Да при том, что Сашенька Яновская, с которой начались перемены в Юлькиной жизни, оказалась рядом с полуподвальным помещением, где жили Юлька и ее мама, совершенно случайно. Ее напугали на улице. Какой-то подвыпивший господин потребовал у нее "портмонет". Девочка со страху убежала куда глаза глядят. Иначе никогда в жизни не узнала бы девочка из обеспеченной семьи о существовании бедной поденщицы и ее ребенка-инвалида.
А воспаление легких Юлька схватила после того, как мать накануне отнесла ее к иконе Остробрамской Божьей Матери, моля об исцелении...
Для чуда ведь не всегда нужно сверхестественное - это скорее исключение, чем правило.
Вот к этой иконе кинулась в отчаянии Юлькина мама.
Для равновесия: есть в книге и отрицательный персонаж, ксендз. Но священники - известные враги народа, особенно в советских книжках. Чо уж там )))))